Какой VPN-протокол самый лучший?

Если вы когда-нибудь заглядывали в настройки приложения ExpressVPN, то наверняка могли заметить вкладку, где можно выбрать протокол.

Протоколы — это способы, с помощью которых ваше устройство подключается к безопасным серверам ExpressVPN. Читайте дальше, чтобы узнать, чем отличаются VPN-протоколы, и выбрать тот, который лучше всего подходит именно вам.

Гарантия возврата денег 30 дней

Текстовые облачка с различными VPN-протоколами.

Что такое протоколы VPN?

Давайте начнем с азов. VPN означает «виртуальная частная сеть» (virtual private network). Фактически, это безопасный туннель между двумя и более устройствами. Когда вы используете VPN, то подключаетесь к Интернету через сервер-посредник, управляемый VPN-сервисом (например, ExpressVPN).

Безопасность подключения зависит от VPN-протокола, то есть набора инструкций, определяющего, каким именно образом два устройства могут обмениваться данными.

Как работают VPN-протоколы?

Принципы работы VPN-протоколов различаются. Как правило, они выполняют две базовые функции: авторизация (проверка подлинности) и шифрование. Авторизация позволяет гарантировать, что ваше устройство обменивается данными с надежным VPN-сервером, а шифрование данных не позволяет посторонним получить доступ к вашему трафику.

Разные протоколы используют разные стандарты шифрования и методы проверки подлинности, из-за чего возникает разница в скорости и безопасности подключений для пользователей VPN. Кроме того, VPN-протоколы используют разные правила обработки потенциальных ошибок, что влияет на стабильность и надежность подключений.

Какие бывают VPN-протоколы?

Выделяют не менее 7 распространенных VPN-протоколов. Мы расскажем про разницу между ними, а также уточним их сильные и слабые стороны.

Облачко с протоколом Lightway.

Lightway

Протокол Lightway, разработанный с нуля компанией ExpressVPN, создан для современного мира. Мы убрали функции, которые больше не нужны в VPN, и добавили те функции, которые обеспечивают стабильные и безопасные подключения. В зависимости от вашей сети, установка VPN-соединения может занять всего долю секунды, и ваше устройство останется подключенным к VPN даже при переключении на другую сеть. Протокол Lightway делает необходимый минимум операций для быстрого и безопасного подключения, поэтому вы можете даже заметить, что батарея устройства разряжается медленнее.

Что касается безопасности, протокол Lightway использует wolfSSL, чья хорошо зарекомендовавшая себя криптографическая библиотека была тщательно проверена независимыми экспертами, в том числе на соответствие стандарту FIPS 140-2. Мы опубликовали исходный код протокола Lightway на GitHub, используя лицензию с открытым исходным кодом, чтобы показать, что мы ничего не скрываем от своих пользователей.

Lightway поддерживает не только протокол UDP, но также и протокол TCP, который может быть медленнее UDP, но обеспечивает лучшее соединение в определенных сетях. Это позволяет использовать Lightway при различных сетевых условиях.

Вердикт: всегда сначала пробуйте Lightway

VPN-протокол L2TP.

Протокол туннелирования второго уровня (L2TP)

Протокол туннелирования второго уровня (L2TP, Layer 2 Tunneling Protocol) стал существенным шагом вперед по сравнению с устаревшими протоколами PPTP и SSTP. L2TP обеспечивает более надежную защиту за счет более низкой скорости подключения. Довольно часто L2TP используется вместе с протоколом IPsec для работы с шифрованием AES-256 — данная комбинация известна как L2TP/IPsec.

Что такое IPsec?

IPsec — это сокращение от Internet Protocol security, что означает «интернет-протокол безопасности». Это гибкий VPN-протокол, позволяющий выполнять проверку подлинности и шифрование каждого отдельного пакета IP-данных. Он часто используется вместе с такими протоколами, как L2TP, которые сами по себе не шифруют трафик.

Впрочем, L2TP/IPsec всё же больше подходит для анонимизации, чем для обеспечения безопасности, так как есть другие протоколы, например OpenVPN, способные обеспечить более надежную защиту.

Вердикт: не помешает

Протокол OpenVPN: TCP против UDP

OpenVPN (TCP vs. UDP)

OpenVPN — это протокол с открытым исходным кодом, обладающий гибкими настройками. Он доступен бесплатно для всех платформ и пользуется огромной популярностью в сообществе пользователей. Фактически, многие коммерческие VPN-сервисы используют именно его.

OpenVPN можно с легкостью настроить таким образом, что он будет напоминать обыкновенный интернет-трафик, что позволит вам обмануть фильтры и файрволы. Многие авторитетные интернет-исследователи независимо друг от друга проводили аудит этого протокола — иными словами, он подходит для использования даже в самых непростых условиях.

Пользователи ExpressVPN могут выбрать стандарт UDP (улучшает скорость подключения) или TCP (улучшает стабильность подключения) в настройках приложения, если пожелают.

В чем разница между UDP и TCP?

Условно говоря, UDP обеспечит более быструю передачу данных в ущерб стабильности подключения, а TCP — наоборот. Более того, TCP является протоколом, требующим подключения — точнее сказать, подключение должно быть установлено до начала передачи данных. В свою очередь, UDP не требует подключения, в связи с чем пакеты данных могут быть утеряны при передаче или получены вне соответствующей последовательности.

Вердикт: один из лучших протоколов

Протокол vpn IKEv2.

Internet Key Exchange Version 2 (IKEv2)

IKEv2 — это один из новейших протоколов. Он обладает множеством достоинств, одним из которых является скорость подключения. Этот протокол отлично подходит для любых мобильных устройств.

Этот протокол активно используется в корпоративных сетях, а вот встроенной поддержки Linux у IKEv2 нет. Также к числу недостатков этого протокола можно отнести скудность настроек. Кроме того, IKEv2 — это защищенный лицензией протокол, а потому провести его аудит довольно затруднительно. ExpressVPN использует вариант IKEv2 с открытым исходным кодом для обеспечения целостности протокола.

IKEv2 — это популярный вариант, и иногда приложения ExpressVPN, выбирая протокол автоматически, активируют именно его.

Вердикт: отличный выбор, особенно на мобильных устройствах

Протокол PPTP.

Туннельный протокол типа точка-точка (PPTP)

Будучи одним из первых в своем роде, протокол PPTP (Point to Point Tunneling Protocol) может похвастать давней и почтенной историей. Он появился еще в эпоху Windows 95, однако опирается на устаревший протокол проверки подлинности соединений MS-CHAP v2, а потому его очень просто взломать.

Впрочем, такая врожденная уязвимость обеспечила PPTP неожиданное преимущество — отсутствие шифрования и слабые методы проверки подлинности сделали PPTP самым быстрым из VPN-протоколов. Но, конечно же, это не отменяет того факта, что все данные, которые вы будете передавать с помощью PPTP, будут видны и вашему интернет-провайдеру, и администратору вашей сети Wi-Fi, и различным правительственным службам, например АНБ.

Соответственно, мы рекомендуем использовать PPTP только тем, кто четко понимают, что и зачем они делают. Этот протокол больше не поддерживается приложениями ExpressVPN.

Протокол Wireguard.

WireGuard

WireGuard® — это бесплатный VPN-протокол с открытым исходным кодом, который был первоначально написан Джейсоном А. Доненфельдом и в настоящее время разрабатывается компанией Edge Security LLC. Этот современный VPN-протокол показывает хорошие результаты с точки зрения скорости и отличается более легкой кодовой базой, так что многие VPN-провайдеры стали использовать его в последние годы.

На данный момент ExpressVPN не поддерживает WireGuard.

Протокол SSTP VPN.

Протокол безопасного туннелирования сокетов (SSTP)

Протокол безопасного туннелирования сокетов (SSTP, Secure Socket Tunneling Protocol) — это целиком и полностью разработка компании Microsoft, представившей его миру вместе с Windows Vista. Этот протокол очень похож на PPTP-туннель, обернутый в SSL, ранний протокол шифрования, широко применяющийся для защиты веб-сайтов. Как следствие, SSTP поддерживался только на устройствах под управлением ОС Windows и не получил особой популярности.

Возможности настройки SSTP ограничены и не выделяются на фоне других протоколов.

ExpressVPN более не поддерживает SSTP.

Какой VPN-протокол самый лучший?

Узнайте, какой VPN-протокол подойдет вам лучше всего

Лучший VPN-протокол для вас.

Если вы ищете протокол, предоставляющий высокую скорость, надежность и защиту, то у Lightway отличные показатели по всем пунктам благодаря его легкой кодовой базе. Он очень быстрый, потребляет меньше заряда батареи, а также легко поддается аудиту и обслуживанию, что означает повышенную безопасность.

Lightway является оптимальным VPN-протоколом для всего, от онлайн-игр до IPTV, а также других приложений, где важны скорость и стабильность подключения.

Если вы не можете воспользоваться Lightway, выбирайте OpenVPN или IKEv2. OpenVPN предлагает 256-битное шифрование AES и лучшие алгоритмы обеспечения безопасности данных. Так вы сможете надежно скрыть свой трафик и защитить непроницаемым слоем свои цифровые следы. Код этого протокола прошел независимый аудит и был проверен на наличие багов, ошибок и бэкдоров.

Пользователям мобильных устройств отлично подойдет IKEv2: этот протокол обеспечивает скорость, надежность и стабильность подключения на уровне OpenVPN.

Какой VPN-протокол самый быстрый?

Всё зависит от условий, скорости подключения к Интернету и сетевых настроек. Фактически, в тех или иных ситуациях «лучше» могут оказаться различные VPN-протоколы. Lightway — один из самых быстрых протоколов, наряду с OpenVPN и IKEv2. В принципе, протокол PPTP можно назвать самым быстрым VPN-протоколом, если убрать его слой шифрования, однако мы не рекомендуем использовать его и не собираемся внедрять в наши приложения.

Какой VPN-протокол самый безопасный?

Lightway, IKEv2, L2TP и OpenVPN — это безопасные и надежные VPN-протоколы, но звание самого безопасного VPN-протокола должно достаться Lightway, который опирается на wolfSSL, хорошо зарекомендовавшую себя криптографическую библиотеку, соответствующую стандарту FIPS 140-2, что означает, что она была тщательно проверена независимыми организациями. Протокол Lightway прошел независимые проверки и был выпущен в формате с открытым исходным кодом, чтобы его можно было свободно изучать на предмет уязвимостей в системе безопасности.

OpenVPN также рекомендуется, поскольку он был тщательно проверен множеством независимых экспертов. Его реализации имеют открытый исходный код, доступный для анализа и улучшения всеми желающими.

Какой VPN-протокол самый стабильный?

Созданный специально с учетом частых изменений сети, Lightway является наиболее стабильным VPN-протоколом. Выбрав его, пользователи будут реже сталкиваться с обрывами подключений, особенно на мобильных устройствах, и сохранят подключение к VPN даже после смены сети. С Lightway ваша VPN-сессия не прервется в случае неожиданного обрыва сетевого подключения. Как только оно восстановится, восстановится и подключение к VPN.

Какой VPN-протокол проще всего в настройке?

Протоколы в VPN-приложении настраивать не надо — вы начнете работу с ними, запустив само приложение. Если для вас важна простота работы, то позвольте приложению выбирать протокол автоматически, и ExpressVPN подберет для вас оптимальный вариант. Скорее всего, это будет протокол Lightway.

Узнайте больше об использовании VPN

Безопасное подключение ноутбука к Интернету.
Что такое VPN?

Узнайте, как VPN защищает ваш интернет-трафик от слежки

Подробнее

Растение за своим ноутбуком использует ExpressVPN.
Приватный веб-серфинг

Измените свой IP-адрес и виртуальное местоположение

Подробнее

Ноутбук со спидометром
Тест скорости

Проверьте, как быстро работают наши VPN-серверы, и выберите лучший.

Подробнее

What is the best VPN protocol?

If you’ve ever checked the settings on your ExpressVPN app, you’ll see a tab that lets you choose a protocol.

Protocols are methods by which your device connects to ExpressVPN’s secure servers. Find out how protocols differ and how to choose the best protocol for you.

30-day money-back guarantee

Speech bubbles with different VPN protocols.

What are VPN protocols?

Let’s start with the basics. VPN stands for virtual private network, which is a secure tunnel between two or more devices. When you use a VPN, you are connected to the internet through an intermediary server run by the VPN provider (e.g., ExpressVPN).

The security of your connection is dictated by the VPN protocol, a set of instructions that defines how your device communicates with the VPN server.

How do VPN protocols work?

VPN protocols work in various ways, but they usually perform two basic functions: authentication and encryption. Authentication ensures your device is communicating with a trusted VPN server, and encryption makes the communication itself unreadable to outsiders.

Different encryption standards and authentication methods result in differing levels of speed and security for VPN users. VPN protocols also have differing rules on how to handle potential errors, which affects stability and reliability.

What are the types of VPN protocols?

There are at least seven common types of VPN protocols. Understand the differences and get to know our recommendations.

Speech bubble with Lightway protocol.

Lightway

Built from the ground up by ExpressVPN, Lightway is created for the modern world, forgoing features that are no longer needed from a VPN and implementing those that provide a smooth, secure experience. Establishing a VPN connection might take only a fraction of a second, depending on your network, and you’ll stay connected to the VPN even when your device switches networks. Lightway does the minimum needed to get you connected quickly and securely, so you might even notice less battery usage.

When it comes to security, Lightway uses wolfSSL, whose well-established cryptography library has been extensively vetted by third parties, including against the FIPS 140-2 standard. We’ve published the source code of Lightway on GitHub under an open-source license, ensuring transparency to our users.

In addition to running on the UDP protocol, Lightway also supports TCP, which can be slower than UDP but connects better on certain networks. This allows Lightway to be used in a wide range of scenarios.

Verdict: Always try Lightway first

L2TP VPN Protocol.

Layer 2 Tunneling Protocol (L2TP)

A significant step up from pioneering but outdated protocols like PPTP and SSTP, the Layer 2 Tunneling Protocol delivers better security at the cost of reduced speed. L2TP is commonly paired with the IPsec protocol to deliver AES-256 encryption, with the combination of the two referred to as L2TP/IPsec.

What is the IPsec VPN protocol?

IPsec stands for Internet Protocol security, a flexible VPN protocol that authenticates and encrypts each individual IP packet. It is often combined with protocols like L2TP that do not offer encryption by themselves.

L2TP/IPsec is more suited for anonymization than for security, as there are other protocols, such as OpenVPN, offering even stronger levels of security.

Verdict: Nice to have

OpenVPN protocol: TCP vs. UDP

OpenVPN (TCP vs. UDP)

OpenVPN is a highly configurable open-source protocol. It’s available freely for all platforms and is held in high regard by the community, and it is widely adopted among consumer VPN services.

OpenVPN can most easily be configured to mask itself as ordinary internet traffic, which helps it evade detection by filters and firewalls. It has been widely audited by trusted independent researchers, making it appropriate for deployment even in sensitive environments.

In the ExpressVPN apps, users can toggle between UDP (User Datagram Protocol) or TCP (Transmission Control Protocol) within the app settings if they wish.

What is the difference between UDP and TCP?

Simply put, UDP prioritizes fast data transfer at the expense of reliability, while TCP prioritizes reliability over speed. Moreover, TCP is a connection-oriented protocol, requiring a connection to be established before data is exchanged, whereas UDP is a connectionless protocol, which can result in data packets being lost in transmission or arriving out of sequence.

Verdict: One of the best

IKEv2 vpn protocol.

Internet Key Exchange Version 2 (IKEv2)

IKEv2 is one of the newest protocols and has significant strengths, particularly its speed. It’s well-suited for mobile devices across all platforms.

However, being primarily used in corporate environments, IKEv2 doesn’t have native support for Linux, and its lack of configurability can be a drawback. IKEv2 is also difficult to audit due to its strict licensing. ExpressVPN uses an open-source implementation of IKEv2 to ensure the integrity of the protocol.

IKEv2 is a popular choice, and it will sometimes be used by ExpressVPN apps when the protocol is set to “Automatic.”

Verdict: A solid choice, especially on mobile

PPTP protocol.

Point to Point Tunneling Protocol (PPTP)

As one of the earliest entrants into the world of protocols, PPTP has a rich and storied history. It’s been around since the days of Windows 95 but relies on the outdated MS-CHAP v2 authentication suite, which means it’s easy to crack.

This inherent vulnerability does come with an advantage: The lack of encryption and authentication features means PPTP is the fastest VPN protocol. This also means that the contents of your connection can be seen by your ISP, your Wi-Fi operator, and government surveillance organizations like the NSA.

As such, we recommend that only people who know what they’re doing use PPTP, which is no longer supported on ExpressVPN apps.

Wireguard protocol.

WireGuard

WireGuard® is a free and open-source VPN protocol originally written by Jason A. Donenfeld and currently under development by Edge Security LLC. It has shown promise as a modern VPN protocol in terms of speed and its lighter codebase, and a number of VPN providers have begun adopting it in the past couple of years.

ExpressVPN currently does not support WireGuard.

SSTP VPN Protocol.

Secure Socket Tunneling Protocol (SSTP)

The SSTP VPN protocol was solely developed by Microsoft and introduced along with Windows Vista. It is very similar to a PPTP tunnel wrapped in SSL, an early encryption protocol popular with securing web pages. As such, SSTP initially worked only on Windows devices, and it never gained popularity beyond that.

SSTP has limited configurability and does not stand out among available protocols.

ExpressVPN no longer supports SSTP.

What is the best VPN protocol?

Find out which VPN protocol you should use

Best VPN protocol for you.

If you’re looking for the trifecta of speed, security, and reliability, Lightway delivers on all fronts thanks to its lightweight codebase. It runs fast, uses less battery, and is easy to audit and maintain—meaning better security. 

Lightway is generally the best VPN protocol for everything from gaming to IPTV, and other applications where speed and connection stability are crucial.

If Lightway isn’t available to you, OpenVPN or IKEv2 remain your go-to protocols. OpenVPN offers 256-bit AES encryption with best-in-class security algorithms, giving you extensive cloaking abilities and an impenetrable layer protecting your digital footprint. The codebase has been publicly audited and checked for bugs, implementation errors, and backdoors.

Mobile users will also be well-served by IKEv2, which offers similar speed, reliability, and security to OpenVPN.

What is the fastest VPN protocol?

Given different environments, internet speeds, or network configurations, different VPN protocols will perform better. Lightway is one of the fastest protocols available, alongside OpenVPN and IKEv2. Without its layer of encryption, PPTP could be called the fastest VPN protocol, but we don’t recommend you use it and will not make it available in the apps.

What is the most secure VPN protocol?

Lightway, IKEv2, L2TP, and OpenVPN are all secure protocols, but the title of the most secure VPN protocol should go to Lightway, which uses wolfSSL, a well-established cryptography library that is FIPS 140-2 validated—which means it has been rigorously vetted by third parties. Lightway core code has been audited and open-sourced so that it can be transparently and widely scrutinized for security vulnerabilities.

OpenVPN is also recommended, because it has been extensively audited by multiple neutral experts. Its open-source implementations are available for anyone to inspect and improve.

Which VPN protocol is the most stable?

Designed to deal with frequent network changes, Lightway is the most stable VPN protocol. Users experience fewer connection drops, especially on mobile, and stay connected even when the device switches networks. With Lightway, your VPN session persists even when your network connection drops unexpectedly, so once you’re back online, your VPN is, too.

What is the easiest VPN protocol to set up?

Protocols don’t need to be set up within a VPN app—you are using a VPN protocol when you turn on the VPN app. If you’re looking for ease of use, leave your VPN protocol set to “Automatic” and ExpressVPN will choose the best option for your network—which is usually Lightway.

Learn more about using a VPN

A laptop's secure connection to the internet.
What is a VPN?

Get to know how a VPN protects your online traffic from snooping

Learn more

A plant at his laptop using ExpressVPN.
Browse privately

Change your IP address and mask your location online

Learn more

A laptop with a speedometer
Take the Speed Test

See how fast our VPN servers are working and choose the best one

Learn more